Яндекс.Метрика
04.07.2020
Русский дизель, революция в мировом моторостроении

Русский дизель, революция в мировом моторостроении

В 1999 году в Санкт-Петербурге был признан банкротом Всеволожский завод, именуемый также “Русский Дизель”, из-за чего прервалась удивительная история существования прославленного завода, который долго являлся фактически лидером мирового дизельного моторостроения.

Началом становления “Русского дизеля” можно считать 1898 г., когда заплатив огромные по тем временам – 800 тыс. марок. , Эммануэль Нобель (старший сын Людвига Нобеля, племянник знаменитого изобретателя динамита Альфреда Нобеля) купил лицензию на двигатель внутреннего сгорания Рудольфа Дизеля.

Фото из Википедии. Рудольф Дизель
Фото из Википедии. Рудольф Дизель

По лицензии Нобель мог построить в Санкт-Петербурге завод дизельных двигателей для оснащения ими собственной флотилии нефтетанкеров.

Портрет Э. Нобеля кисти Серова, Википедия
Портрет Э. Нобеля кисти Серова, Википедия

По сравнению с изобретением ДВС с принудительным зажиганием еще одного немца, Николауса Августа Отто, двигатель Дизеля, основанный на воспламенении от сжатия топлива непосредственно в камере сгорания был с гораздо более высоким ресурсом, неприхотлив к топливу, с более высоким КПД.

Получив чертежи 20-сильного двигателя, Нобель вместе со своими питерскими инженерами начал дорабатывать его конструкцию, переведя на питание нефтью, вместо керосина, а также внедряя множество усовершенствований и доработок, так как в первоначальном виде он был не готов к промышленному производству. При разработке нового двигателя русским инженерам приходилось решать проблемы применения жаростойкости материалов, высокого давления, допусков по точности и т.д. В 1899 г. первый двигатель был сконструирован и имел следующие характеристики: имел один цилиндр диаметром 260 мм, мощность до 15 кВт., частоту вращения вала 200 об/мин, революционный для того времени КПД 25 %.

В том же году был основан завод названный по имени отца “Людвиг Нобель”, а в 1900 г. начато производство первых двигателей.

Весть об этом событии быстро разнеслась по Европе и первые отечественные двигатели вскоре были подвергнуты сравнению тактико-технических характеристик с двигателями конкурентов из завода Аугсбурга. Эксперты пришли к выводу о том, что по мощности, КПД, экономичности русский дизель намного превосходит немецкий вариант. Но главное преимущество российской разработки было в приспособленности к дешевому и доступному виду топлива, сырой нефти. В то время Германия, многие европейский страны страдали от американской компании Д. Рокфеллера “Стандарт Ойл”, которая монополизировала поставки керосина и нещадно завышала цены.

Читайте также:  12 Интересных Фактов о Менделееве

На волне первых успехов компания в 1900 г. произвела 7 двигателей, далее с каждым годом мощность производства наращивалась, достигнув у 1904 г. 50 моторов в год. До конца 1910 г. завод расширил линейку моторов по специализации и мощностям, доведя максимальную до 740 кВт и выпуская их для стационарных установок, быстроходных и большегрузных судов. Производитель не без гордости заявлял в рекламе – “Патентованные двигатели “Дизеля”, работающие сырой нефтью, самые современные и экономические”.

Первые двигатели устанавливались стационарно, для привода генераторов в электростанциях, но Нобель создавал завод для оснащения своих танкеров, поэтому под руководством талантливого инженера К.П. Боклевского была начата работа по их внедрению в судоходстве. К 1904 г. тремя дизельными двигателями каждая по 90 кВт была оснащена баржа “Вандал”, перевозя грузы по Волге “двигателем совершенно нового образца, невиданного нигде”, как писала тогда пресса.

Вторым судном с питерским дизельным мотором стала нефтеналивная баржа “Сармат”, на которой установили два четырехцилиндровых двигателя. Эксперты сразу оценили экономичность дизеля по сравнению с пароходами, что предопределило закат последнего и массовый переход транспортных средств на новый вид двигателя.

Судовое судно "Дизель", изготовленное на заводе "Людвиг Нобель" в 2010 г. Фото из открытых источников
Судовое судно “Дизель”, изготовленное на заводе “Людвиг Нобель” в 2010 г. Фото из открытых источников

Россия долго оставалась мировым лидером в моторостроении, каждый год поражая соседей инновациями. В 1908 году на Коломенском заводе завершено строительство первого российского морского теплохода, работающего на двух дизельных двигателях по 340 кВт каждый. А в 1916 г., в Николаевском заводе спускают с стапелей танкер «Степан Лиазонов», 12-тонное судно для перевозок по Черному морю, оснащенного двумя двухтактными моторами с шестью цилиндрами мощностью в 850 кВт.

В 1920 г., после национализации, завод был переименован в “Русский дизель”, десятки лет продолжая вносить неоценимый вклад в экономику страны. Только наше поколение не уберегло гордость России хотя бы для памяти будущим поколениям.

Читайте также:  Наполеон Бонапарт: байки, курьезы, случаи